Функции, направленные на решение задач
|
Функция
|
Цель
|
Техника
|
Инициация
|
Дает направление и цель для группы
|
Предлагает задачи, цели, определяет проблемы, предлагает процедуры решения
|
Запрос информации
|
Донести до группы необходимость (потребность) в информации.
|
Просит дать необходимые факты, пояснения.
|
Обеспечение информацией
|
Обеспечивает группе информацию, нужную для работы.
|
Предлагает необходимые факты, не полагается на мнение, когда нужны факты
|
Запрос мнений
|
Выяснение группового мнения, готовности к консенсусу.
|
Спрашивает мнение или ощущение о чем-либо
|
Высказывание мнений
|
Обеспечить основу для группового решения.
|
Высказывание чувств или убеждений, оценка предложений.
|
Прояснение
|
Устранение путаницы.
|
Определение терминов, интерпретация идей, выявление проблем и альтернативных решений
|
Разработка
|
Устранить неопределенности, показать последствия планов и позиций.
|
Даются примеры, объясняются смысл, значение.
|
Координация
|
Привести в соответствие вопросы, которые могут конфликтовать между собой.
|
Предлагаются способы работы с разными вопросами.
|
Выработка процедуры
|
Упорядочить ведение собрания.
|
Предлагается повестка дня, порядок обсуждения, регламент и т.п.
|
Подведение итогов
|
Показать как идеи соотносятся друг с другом, сведение идей.
|
Объединение связанных вопросов, указание противоречий, переформулирование предложений, заключения, выводы.
|
Философ - критик
|
Показать, что вопрос не нов, поделиться своим опытом (ответом)
|
Обобщение (от частного - к общему), критическое исследование предложений и идей (но не людей).
|
Функции поддержки группы
|
Функция
|
Цель
|
Техника
|
Вдохновление
|
Ободрить, дать мотивацию к продолжению работы.
|
Быть дружественным и внимательным к другим, признавать заслуги, выражать одобрение.
|
Выражение чувств
|
Привлечь внимание группы к реакции на идеи, предложения, поддержать моральный климат в группе.
|
Выражать своих чувств и замечать чувства и мнения других.
|
Разрядка напряжения
|
Снизить напряжение, позволить группе выразить чувства.
|
Шутки, клоунада, отвлечение внимания, перерывы и т.п.
|
Поддержание общения
|
Поддерживать каналы общения открытыми для передачи важной информации как о чувствах, так и предложениях, идеях.
|
Вовлечение в процесс обсуждения молчаливых, предлагать процедуру для дискуссии.
|
Установление групповых стандартов, норм
|
Помочь группе осознать направление движения и прогресс в этом направлении.
|
Выражать озабоченность, предлагать нормы и стандарты качества и т.п.
|
Слушание и слежение
|
Обеспечивать стимулирующую, заинтересованную аудиторию для других.
|
Принимать идеи других, как важный вклад, не судить, идти с группой.
|
Интерпретация
|
Объяснить то, что уже кем-то было сказано.
|
Перефразирование того, что было сказано другим выступающим.
|
Управление конфликтами и их разрешение
|
Поддержание сплоченности группы, создание безопасной атмосферы для работы, примирение несогласия, снижение напряжения.
|
Генерировать и предлагать взаимовыгодные решения, учитывающие истинные потребности каждого, использовать различия как ресурс для достижения целей, пытаться достигать компромисса.
|
Функции, направленные как на решение задач, так и на поддержку группы
|
Функция
|
Цель
|
Техника
|
Оценка
|
Помогать группе помнить о конечной цели, обеспечить чувство продвижения вперед
|
Измерять достижения в сравнении с поставленной целью, отмечать прогресс и препятствия.
|