№ п/п
|
Название приёма
|
Описание приёма
|
1
|
Голосовая и эмоциональная модуляция
|
Изменение интонации, высоты, тембра, громкости голоса (от крика до шепота)
|
2
|
Модуляция темпа речи
|
Выдерживание паузы: изменение темпа от нарочито медленной речи до скороговорки. Резкое изменение скорости речи.
|
3
|
Прерывание речи, использование антиципации (догадки)
|
Прерывание речи на словах, достаточно очевидных для аудитории с требованием произносить их вслух всем, кто догадался на каком слове прервана речь. Активность слушателей поощряется словесно либо отметкой, (баллами).
|
4
|
«Провалы памяти»
|
Якобы забывание достаточно очевидных для аудитории
элементов сообщения: дат, имён, терминов, названий, и т. п.- с просьбой помочь вспомнить, поощрение активных.
|
5
|
Жестикуляция
|
Сопровождение речи мимикой и адекватной содержанию эмоциональной и иллюстративной жестикуляцией. Ладони открыты, жесты широкие и свободные.
|
6
|
Риторические вопросы
|
Повторение основных моментов сообщения в форме вопроса, на который, после небольшой паузы даёт ответ сам докладчик.
|
7
|
Контрольные вопросы
|
Задаётся вопрос по только что изложенному материалу с требованием исчерпывающего ответа; поощрение активных.
|
8
|
Наводящие вопросы
|
В случае затруднения с ответом на контрольный вопрос- предположение, требующий для ответа смысловой догадки, о чём далее пойдет речь, и какие выводы можно сделать по изложенному материалу.
|
9
|
Вопрос- предложение. Смысловая антиципация. Выводы.
|
На основании изложенного задаётся вопрос- предложение, требующий для ответа смысловой догадки, о чём далее пойдёт речь, и какие выводы можно сделать по изложенному материалу.
|
10
|
Уточняющие вопросы.
Встречные вопросы.
|
Слушателям предлагается после каждого смыслового фрагмента сообщения задавать уточняющие вопросы по изложенной теме или встречные вопросы на догадку: о чём пойдёт речь далее. Активность поощряется оценкой (баллами).
|
11
|
Свободное конспектирование. Пересказ.
|
Предлагается слушателям составлять по ходу изложения конспект в свободной форме. Контроль в виде поочерёдного пересказа темы с использованием личного конспекта.
|
12
|
Конспектирование опорных (ключевых) слов.
|
Слушателям предлагается записывать опорные (ключевые) слова сообщения. Один из слушателей может делать это на доске. Контроль: зачитывание по очереди опорных слов с подчёркиванием повторяющихся у слушателей слов: объяснение отличия опорных слов от слов контекста.
|
13
|
Конспект-рисунок. Ассоциативный рисунок.
|
Слушателям предлагается зарисовать возникающие по ходу изложения ассоциации, раскрывающих понимание сути. Контроль в виде конкурса рисунков, их обсуждение.
|
14
|
Активное ассистирование. Усвоение. (Конвейер)
|
Преподаватель начинает чтение материала, затем передаёт учебник одному из слушателей (можно в случайном порядке), который продолжает чтение. Затем учебник передаётся другому слушателю и т. д.
|
15
|
Активное ассистирование. Закрепление. (Эстафета).
|
Преподаватель начинает пересказ материала ,за тем передаёт эстафету пересказа (карандаш, указку и т.п.)
одному из слушателей, тот по команде преподавателя (хлопок ладонями), следующему слушателю и т.п.
|
16
|
Актианое ассистирование.
Контроль. (Бейсбол)
|
Преподаватель задаёт вопрос и бросает мячик одному из слушателей. Тот отвечает (исчерпывающий ответ-3 балла, правильный- 1 балл), залаёт свой вопрос и бросает мяч другому слушателю или преподавателю. Кто первый наберёт 10 баллов, тот получает оценку (зачёт).
|
17
|
Тренировка кратковременной слуховой памяти (эхо).
|
Преподаватель прерывает рассказ буквально на полуслове и требует от любого слушателя повторить последнее предложение без искажений: «Как эхо».
|
18
|
Эксрараздражители (звуки или световые сигналы не связанные с содержанием сообщения). Неожиданные раздражители вызывают ореинтировочную реакцию и активизируют внимание.
|
Главное условие- внезапность: как бы случайно уронить книгу, указку, опрокинуть стул; включить на мгновение магнитофон, радиоприёмник; выключить или включить свет, проектор, опустить (поднять) шторы (занавески); громко захлопнуть дверь (окно).
|
19
|
Тренировка внимания. (Карта острова сокровищ).
Неспецифическая активация внимания косвенно помогает удерживать внимание на изложении учебного материала.
|
Преподаватель предлагает слушателям нарисовать план класса и во время урока отмечать его перемещения по классу: линии – движение, кружочки с крестиком внутри – остановки. Там, где он будет останавливаться реже всего, спрятано «сокровище»
(сувенир, игрушка, лакомство). Приз получит тот, кто назовёт это место и чья карта аккуратнее и подробнее.
|
20
|
Тренировка внимания.
(Соколиный глаз).
|
Преподаватель предлагает следить во время урока за его жестами. Можно составить список жестов. Один из этих жестов – контрольный. Кто правильно подсчитает, сколько раз использовался этот жест (например: поправление волос, очков, руки за спину, потирание рук и т.п.) получает приз. Преподаватель записывает название контрольного жеста и количество его повторов на листочке и кладёт к себе на стол. В конце урока проводится опрос слушателей и выявляется победитель, который награждается призом и титулом «Соколиный глаз».
|
21
|
Активация внимания. (Будильник). Рекомендуется для вечерних занятий и во всех случаях, когда в группе слушателей ощущается усталость.
|
Перед уроком преподаватель пишет числовой ряд на листочке, разбивая время урока на интервалы, кратные 3 минутам, а напротив них пишет в случайном порядке фамилии слушателей. Кидается жребий среди слушателей, кому быть «будильником»,
«Будильник « получает листочек с временными интервалами и фамилиями. Ему нужно будет следить за часами и по истечении каждого временного интервала громко повторять фразу: «Иванов (Сидоров, Петров), вставай, нас ждут великие дела!» Названный слушатель должен встать и ответить: «Уже стою!» - затем вновь сесть на своё место . Преподаватель должен продолжать изложение материала не обращая никакого внимания на их диалог.
|