Четвер, 02.05.2024, 16:11

Леб'язька філія Зачепилівської ЗОШ І-ІІІ ступенів

Меню сайту
Календар
«  Травень 2016  »
ПнВтСрЧтПтСбНд
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Наше опитування
Найкращий день календаря ?
Всього відповідей: 147
Статистика

Онлайн всього: 1
Гостей: 1
Користувачів: 0


21:55
Педагогика здоровья

Заведующий кафедрой здоровья человека и коррекционного образования Харьковского национального педагогического университета имени Г.С. Сковороды Юрий Бойчук: « Здоровый образ жизни – это полезно, модно и престижно!»

 
 
Педагогика здоровья
 
Ю.Д.Бойчук
Думаю, что многих насторожат результаты диагностирования Институтом педиатрии, акушерства и гинекологии НАМН Украины детей, которые идут в первый класс. Оказывается, что только 27% первоклассников абсолютно здоровы!  Статистика говорит, что на детях отражается пьянство родителей тоже.
Как необходимо обучать, чтобы на выходе из школы здоровых подростков в процентном соотношении стало намного больше? Этот и другие важные вопросы, такие, например, как синдром АТО и психическое здоровье, формирование здорового образа жизни, валеологическое образование, обсуждали на минувшей неделе в Кривом Роге ученые и педагогическая общественность в рамках VI Всеукраинской научно-практической конференции «Педагогика здоровья». 
 
Говорилось о причинах и профилактике ожирения у детей и подростков, повышении устойчивости эмоционального состояния молодёжи, физкультурных инновациях. Никого не оставили безразличными вопросы образования лиц с ограниченными возможностями, которых немало и в Кривом Роге. Неравнодушные к проблеме сохранения здоровья детей и молодёжи приехали из Киева, Харькова, Днепропетровска, Мелитополя, Одессы и других городов Украины. Много было и криворожан. Участники конференции почерпнули для себя немало интересного и полезного, посетив в санаторной школе №8 бинарные уроки, квест-уроки, мастер-классы и тренинги по вопросам сохранения здоровья школьников.
Корреспондент «Домашней газеты» побывала на этом мероприятии и побеседовала с организаторами и участниками конференции – директором санаторной школы-интерната № 8 Натальей Карленко, методистом инновационно-методического центра Кривого Рога Галиной Кольчибой  и  заведующим кафедрой здоровья человека и коррекционного образования Харьковского национального педагогического университета имени Г.С.Сковороды Юрием Бойчуком.
 
В Кривом Роге 35 школьных учреждений занимаются здоровьем детей
 
Галина Николаевна с гордостью рассказала о том, что в Кривом Роге создана городская сеть школ содействия здоровью, охватывающая 35 учебных заведений! Здоровьесберегающие технологии обучения широко внедряются, например, в гимназиях № 49 и № 91, учебно-воспитательном комплексе № 35, санаторной школе № 8, которая является экспериментальным учебным заведением всеукраинского уровня.
Н.В.Карленко
– Для создания здоровьесохраняющего пространства школы важно внедрять инновационные педагогические технологии, воспитательные профилактические превентивные программы, что даст возможность влиять на сознание и поведение учеников, мотивируя их к здоровому образу жизни, на основе развития жизненных навыков, – делится опытом Наталья Карленко. – Хочу посоветовать читателям газеты, которые воспитывают собственных детей, что в первую очередь необходимо развивать моральные качества личности, прививать общечеловеческие духовные ценности, приоритет здорового образа жизни. Лучшее решение этому – собственный пример. Обязательно развивать ребёнка в соответствии с его интересами, возможностями и способностями.
 Наталья Викторовна, какие инноватики, наработанные вашим коллективом, посоветуете криворожским педагогам?
– Не забывать во время занятий о физкультминутках и о динамических переменах, о соблюдении санитарно-гигиенических норм, режима дня и двигательной активности. А сколько различных видов лечебной терапии можно детям предложить! И арт-терапия, и музыкальная, и сказками, и танцевальная. А ещё оздоровительная, пальчиковая, иммунная гимнастики! Наши учителя начальных классов используют методики эйдетики и мнемотехники на уроках. Да разве только педагогам мы это советуем? А в семье почему бы не внедрять здоровьесберегающие технологии? Взрослый вместе с ребёнком лечебную физкультуру может сделать, в подвижные игры сыграть.
 Как предлагаете повышать квалификацию педагогов для валеологизации учебно-воспитательного процесса?
– В рамках методической работы школы постоянно действует теоретический семинар для педагогов, проходят занятия тренингового клуба «Здоровый имидж современного педагога». Тренеры, которые прошли обучение и получили сертификаты, проводят занятия по программам «Защити себя от ВИЧ», «Взрослей на здоровье», «Я – мое здоровье – моя жизнь», «Маршрут безопасности» и другие.
 А медицинские блоки современных школ санаторного типа как способствуют укреплению здоровья детей?
–  Проводим процедуры сезонных оздоровлений, занятий на современных спортивных тренажерах, санитарно-просветительскую работу. А ещё применяем фитотерапию, кислородные коктейли, физиотерапевтические процедуры, укрепляющий и лечебный виды массажа. Не забываем также о лечебной физкультуре, приеме витаминных препаратов, употреблении «серебряной воды», спелеотерапии и лазерном душе. А ещё хочу сказать  педагогам и родителям, что ребёнок ежедневно должен получать в комплексе сбалансированное пятиразовое питание.
 
Отмечается тенденция к уменьшению ВИЧ-инфицированных детей
 
Юрий Дмитриевич обратил внимание на современные проблемы здоровьесохраняющего образования в Украине, вопросы реализации моделей инклюзивного образования, в частности, обучения детей-аутистов.
– Знают ли ваши читатели, что на состоянии здоровья нашего населения сказалась и авария на Чернобыльской атомной электростанции, и социально-экономические потрясения в нашем государстве, которых мы пережили уже не одно? Да и сейчас переживаем, – говорит  Ю.Д. Бойчук. – Вспоминаете, как в начале 90-х в обществе поднимались вопросы о том, что через 30 лет после Чернобыльской аварии у нашего населения, в том числе из загрязненных территорий, будет в разы отмечаться резкий всплеск раковых заболеваний? Так что действие той радиации и дальше будет проявляться и негативно отражаться на здоровье людей. Как ни парадоксально это звучит, но вполне возможно, что есть даже заинтересованные в том, чтобы наше население не было вполне здоровым. Мы должны говорить о проблемах здоровьесбережения человека, поскольку сейчас именно на семью и  на образование возложены надежды формирования мотивации у наших граждан здорового образа жизни. Начиная с дошкольного возраста и до получения высшего образования!
 Как сейчас в Украине решаются вопросы повышения валеологической грамотности  детей и взрослого населения?
– За рубежом в школах везде есть специализированные курсы, которые направлены на здоровьесбережение. Радует, что на сегодняшний день и в Украине такие курсы тоже есть. Школьный предмет «Основы здоровья» с первого по 9-й класс, курс по медико-санитарной подготовке в старшей школе, другие профилактические мероприятия положительно повлияли на подрастающее поколение. Кстати, начиная с 2004-го года, мероприятия здоровьесбережения даже поддерживаются зарубежными организациями, на что потрачены миллионы долларов. Это проблемы преодоления ВИЧ/СПИД и других инфекционных заболеваний, борьба с психическими расстройствами, различными формами насилия, дискриминации и пр. Например, на средства детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) в Украине были изданы специальные учебники для школьников по профилактике ВИЧ/СПИД. Сейчас ЮНИСЕФ во многих областных центрах, в том числе и в Днепропетровске, занимается вопросами адвокации, информации и социальной политики, проблемами детей и молодёжи, защиты ребёнка.
 Какова статистика по Украине в вопросе здоровьесбережения?
– Число новых инфицированных ВИЧ уменьшилось. Например, за последние 16 лет отмечается тенденция уменьшения употребление наркотического вещества опиум, табакокурения. За последние четыре года в Украине наблюдается уменьшение количества абортов среди девушек до 16 лет. Но добавились проблемы адаптации переселенцев из зоны АТО и их детей.
 
Министерство науки и образования удивляет
 
 На сегодня имеются проблемы в качественной подготовке педагогов, владеющих инновационными технологиями сбережения здоровья?
– И достаточно много! Хотя за последние годы апробированы специальные курсы и переподготовку прошли тысячи учителей, всё же возникают проблемы с их распределением на работу. В малокомплектных школах, а таковых в Украине более 17 тысяч, учитель основ здоровья может иметь в школе всего половину ставки. Чтобы защитить подобных специалистов на рынке труда, их необходимо обучать по двойным специальностям, объединяя охрану здоровья с физкультурой, практической психологией, биологией или коррекционной педагогикой, физической реабилитацией. Не поверите, но в этом году возникла просто парадоксальная ситуация: специализация «Основы здоровья» соответствующим приказом Министерства науки и образования вообще не включена в Перечень основных предметных специализаций, по которым будет осуществляться подготовка учителей в педвузах! То есть не будет государственного заказа на подготовку учителей основ здоровья. А если не планируется подготовка учителей такого профиля, то скоро изымут и сам предмет из школьных программ. Разве общество от этого выиграет? Ещё одно парадоксальное решение нашего министерства: в начальной школе планируется увеличить часы на изучения языков, в том числе иностранного, за счёт уменьшения часов на обучение … охране здоровья и природоведения. Как же будут обучать детей научной картине мира, повышать мотивацию к здоровому образу жизни, проводить тренинги по прививанию необходимых для жизни привычек? Поэтому надеемся, что освещение существующих проблем на страницах вашей газеты будет содействовать их разрешению.
 
Переглядів: 471 | Додав: vatanen2016 | Теги: Педагогика здоровья | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
avatar